суббота, 28 апреля 2012 г.

Ленинградские "восьмидесятки" - самые "летающие" и скоростные танки в мире

Т-80- танк легенда, долгое время он был под грифом "совершенно секретно", и впервые о нем стали открыто говорить лишь в самом начале 80-х. Танк всегда восхищал совершенством системы управления огнем, огневой мощью, могучей броневой защитой. Но больше всего вызывали изумления скоростные характеристики, великолепная маневренность. Не зря же во время конкурсных испытаний в Греции экспортная модификация Т-80У удивила всех, достигнув во время выполнения марша скорости 80 км/ч. Развить такую скорость не по силам даже большинству легких танков.
 
Еще Т-80 известен, как "летающий танк". Во время проведения выставки в Абу-Даби в 1993 году "восьмидесятка" вызвала восхищение, совершая прыжки более чем на 12 метров. После этого к ней прочно прикрепилось такое прозвище.
 
Однако у создателей машины Т-80 стал "летающим" задолго до дебюта в Объединенных Арабских Эмиратах.  
 
Дело в том, что злейший враг газовой турбины (да и не только ее, дизели тоже нуждаются в хорошей очистке воздуха) установленной на этом танке, это пыль. И чтобы понять, как пылевые потоки обтекают машину, как защитить воздухозаборники, танки стали продувать в аэродинамических трубах.
 
Вспоминает один из непосредственных участников создания Т-80, Александр Сергеевич Ефремов, кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент ИА СПб, автор книги "Уроки танкостроения".
 
- Ранее у себя в Ленинграде, в малой аэродинамической трубе мы продували только макеты танка, но оказалось, что макетное моделирование не полностью отображает реальную картину. Нужно было проверить, как это происходит на реальной машине, а такие задачи были по силам только центральному гидродинамическому институту ЦАГИ, который находится в Подмосковье. Мы добились разрешения работать там. Надо отметить, что тогда у них все было расписано по часам. Добрым словом хочется упомянуть ведущего инженера-испытателя Всеволода Никитича Мокина, который сыграл большую роль в организации этих работ.
 
Чтобы эксперименты были успешными, необходимо было изготовить своеобразный постамент под танк, на открытой части торца трубы. Туда послали бригаду со сварщиками. Они начали мастерить этот постамент. Все работы осуществлялись под завесой обычной в те годы секретности. Мы привезли машину, поставили в бокс под брезентом и с охраной. Но как говорится, шила в мешке не утаишь, и по ЦАГИ поползли слухи, что ленинградцы будут испытывать что-то необычное, какой-то "летающий танк". Иначе, мол, зачем еще его испытывать в аэродинамической трубе?
 
Ко мне даже напрямую обратились: "Вы что из Питера?" Отвечаю: "Да".  Спрашивают: "На танке газотурбинный двигатель? И он у Вас, в самом деле, летает?" Как спросили, так и отвечаю: "Летает, но низенько-низенько". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий