суббота, 7 сентября 2013 г.

Рогозин как диагноз российской внешней политики?

Новую струю в российско-иранские отношения внес известный российский «патриот» и «борец с НАТО», вице-премьер Дмитрий Рогозин: «Россия готова вести конструктивный диалог с Ираном по вопросам военной торговли, но это будет проблематично, пока Тегеран не заморозит иски. Все разговоры будут возможны в случае, если будут приостановлены соответствующие иски, направленные против России». Фактически вице-премьер предложил иранской стороне закрыть глаза на вопиющее неисполнение Россией договорных обязательств. В обмен на обещания, к которым серьезно относится совершенно не следует, потому как чуть ниже Рогозин заявил, что в отношении сотрудничества с Ираном «Россия будет неуклонно соблюдать условия международных обязательств». С учетом санкционной войны, развязанной «международным сообществом» и партнерами из НАТО в отношении Исламской республики, обещания Рогозина не стоят ровным счетом ничего. Лукавство, сокрытие истинных обстоятельств дела и готовность вновь «кинуть» Иран – все это компактно уместилось в одном коротком заявлении «государственника и патриота», наглядно демонстрируя нам «новую струю», которую вносят в российскую внешнюю политику рогозины.
 На сделанное Рогозиным заявление иранская сторона прореагировала весьма оперативно, заявив, что «средства массовой информации не являются площадкой для политических переговоров. В этой связи мы (Иран) ожидаем, что данное предложение (по проведению переговоров по ВТС в случае приостановления иска против России по С-300) будет официально озвучено российской стороной».  Впрочем, к нестандартным шагам со стороны Рогозина иранцам не привыкать. Еще работая в ранге спецпредставителя Президента, Дмитрий Олегович был приглашен в Иран для переговоров о расширении российско-иранского сотрудничества в сфере безопасности и военно-технических связей. Визит не состоялся, потому как Рогозин условием своего приезда выставил встречу и переговоры не просто с руководством Совета безопасности, а с президентом Ахмадинежадом и Рахбаром Али Хаменеи. С какой такой неожиданности высшие должностные лица Исламской республики должны были встречаться пусть и с высокопоставленным, но все же лишь одним из многих российских чиновников – так и осталось загадкой.
Лукавство или непрофессионализм?
Но в истории со сделанным заявлением Рогозин превзошел самого себя, заставив гадать, чего же в этом заявлении больше – некомпетентности и незнания «оборонным вице-премьером» вопроса о контракте по С-300 или же откровенного лукавства, стремления запутать российскую общественность и переложить ответственность с «больной головы на здоровую». История с контрактом по поставкам в Иран С-300 неоднократно разбиралась на веб-страницах как Иран.ру, так и других СМИ. Поэтому ограничимся кратким напоминанием сути дела.
В конце 2007 года РФ и Исламская Республика Иран подписали контракт на поставку зенитных ракетных систем С-300. По договору, Москва обязалась передать Тегерану 5 комплексов стоимостью $1 миллиард. Иран внес предоплату, однако Москва, под давлением США, Израиля, Саудовской Аравии и Франции отказалась от выполнения контракта. В 2010 году Совет безопасности ООН запретил поставлять в Иран ряд видов вооружений, под которые С-300 никак не попадали, однако работавший президентом юрист Дмитрий Медведев пошел на встречу пожеланиям вышеперечисленных стран и подписал указ, согласно которому исполнение Россией контрактных обязательств якобы противоречили решению Совета Безопасности, а следовательно, на поставках комплексов ставился жирный полумесяц.
Западные партнеры, обещавшие за отказ от контракта всяческие финансовые и материальные преференции, Медведева «кинули», ограничившись моральным поощрением российской позиции. А Иран подал в международный арбитраж судебный иск на сумму в 4 миллиарда долларов. Причем, сделал это с подачи российской стороны. Как только в российско-американских отношениях возникла проблема ПРО, в Тегеран срочно выехал Евгений Чазов, который сообщил иранской стороне о том, что Россия готова возобновить исполнение контракта по С-300. Однако, пояснил далее иранцам Чазов, отмена Указа президента является нежелательной с политической точки зрения, но есть обходной маневр – Иран обращается в международный арбитраж, выигрывает его и Россия получает законный повод осуществить свои обязательства.
У иранской стороны изначально были сомнения в целесообразности данных финтов, однако российский гость намекал на личную просьбу с самого верха. И когда Иран обращался с иском, то у него не было никакого желания доводить дело до конца, он до последнего момента ожидал встречных шагов и готовился подписать мировое соглашение с Россией.
Сейчас Россия вновь поменяла свою позицию, теперь уже она требует, чтобы Иран отозвал свой иск. В Тегеране вполне обоснованно задают вопрос – какие изгибы в этой истории произойдут еще и сколько все это будет продолжаться?
В сухом остатке – Россия в угоду Западу нарушила взятые на себя контрактные обязательства, а теперь, как выяснилось, еще и требует, чтобы Иран не донимал ее судебными исками. А то вообще сотрудничать не будет… Поверить в то, что Рогозин всего этого не знает – более чем трудно. Следовательно, непрофессионализм здесь ни при чем. Перед нами – откровенное лукавство, да чего уж там – прямая ложь вице-премьера.
История с С-300 нашпигована пикантными деталями как хорошая домашняя булка – изюмом. Одна из них всплыла и в заявлении Рогозина. По ходу общения с прессой вице-премьер уточнил, что в настоящее время ракетные комплексы, предназначавшиеся для Ирана, находятся в не боеготовом состоянии. По словам Рогозина, сейчас они полностью разукомплектованы. Его слова вроде как подтверждает и генеральный директор концерна ПВО «Алмаз-Антей» Владислав Меньщиков: «Техники, которая предназначалась для Ирана, уже нет. Мы ее разукомплектовали полностью. Частично отдельные элементы, то, что можно использовать, они были использованы. Частично проведена утилизация. Это абсолютно достоверная информация». Достоверная-то достоверная, но не вся. Часть смонтированных для Ирана комплексов была продана Азербайджану. Российский ВПК с одного барана, простите, комплекса, шерсть состриг дважды – и с Ирана аванс взяв, и с Азербайджана деньги получил.
Не относящееся к главной теме, но необходимое дополнение
С-300 сегодня один из самых распиаренных видов российского вооружения. Любой «ура-патриот» говорит о них с придыханием, говорит о них как об оружии стратегического назначения. Да, действительно, комплекс неплох. Но на «чудо-оружие», каким его пытаются выставить, никак не тянет. Во-первых, возможности его производства российским военно-промышленным комплексом ограничены. Во-вторых, для ВВС НАТО и Израиля он отнюдь не является неодолимым препятствием. Израильские летчики, например, начали тренироваться на противодействие «трехсотым» еще в 2006 году, когда эти комплексы были поставлены Кипру.
Рогозин и туалетная бумага
Странная привычка «патриота» Рогозина в важнейших вопросах, к которым, безусловно, относится и сотрудничество с Ираном, ориентироваться на НАТО, ярко проявилась в истории с «логистическим центром» этой организации в Ульяновске. В стремлении продавить создание базы Рогозин откровенно врал, утверждая, что речь идет о туалетной бумаге и кока-коле для контингента НАТО в Афганистане: «Мы позволяем осуществлять гражданский транзит. Что это такое? Это салфетки, бумаги, карандаши, спички, палатки, белье».  А потом всплыл текст постановления Правительства РФ от 28 марта 2008 г. N 219 «О порядке наземного транзита через территорию Российской Федерации вооружения, военной техники и военного имущества, следующих в адрес Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан и в обратном направлении», в котором перечислялись эти разрешенные к провозу «карандаши и салфетки»: «Аппаратура радиолокационная, радионавигационная и радиоаппаратура дистанционного управления, используемые для боевого применения вооружения и военной техники, управления войсками, вооружением и военной техникой;… Танки и прочие боевые самоходные бронированные транспортные средства, с вооружением или без вооружения, и их части;.. Оружие огнестрельное прочее и аналогичные устройства, действующие посредством использования заряда взрывчатого вещества;.. Бомбы, гранаты, торпеды, мины, ракеты и аналогичные средства для ведения боевых действий, их части; патроны, прочие боеприпасы, снаряды и их части…». И многое другое, столь же «безобидное».
Лидер Движения развития Юрий Крупнов – эксперт, отличающийся взвешенной позицией и выверенными формулировками, никогда не позволяющий себе жёстких выпадов лично против Путина – был предельно беспощаден в анализе этой истории: «Все упражнения МИД и того же Рогозина по поводу отсутствия в Ульяновске базы свидетельствуют всего лишь о том, что МИД не разбирается в вопросах военной организации США и НАТО, что Рогозин зря три года протирал штаны в Брюсселе, отдавая все силы на самопиар…». Он также совершенно справедливо сказал и о том ущербе, который был нанесен позициям России за рубежом: «Любое государство Центральной Азии вправе нам возразить – вправе возразить нашему МИДу: «Ребята, вы с таким договором о размещении военных объектов НАТО уже пять лет живете. Какие же к нам-то претензии?..».
История с Ульяновском закончилась откровенным провалом. Сегодня транзитный пункт для перевозки различного рода грузов в Афганистан и из него, расположенный в Ульяновске, оказался никому не нужен. НАТО так ни разу и не воспользовалось транзитом грузов из Афганистана через Ульяновск. СМИ сообщают, за год представители стран, чьи миротворцы находятся в Афганистане, не заключили ни одного контракта на переправку грузов через эту точку. При этом, версии сторон весьма сильно разнятся. Если представители НАТО ссылаются на российскую дороговизну, то российские чиновники считают, что представители альянса побоялись поставить себя в зависимость от российской стороны. Эксперты же замечают: «Этот проект никому не принес счастья. Американцы не достигли своей цели, а наши получили пинок в зад от общественного мнения России. Похоже, что Администрация президента, Правительство не просчитали все возможные последствия этого шага и допустили серьезную ошибку. А американцы поняли, что на российской территории им делать нечего. Если бы мы получили какие-то дивиденды политические, еще можно было о чем то говорить, а так это превратилось в политическую ошибку».

Делай деньги, делай деньги – остальное все дребедень

Никакой ответственности за эту ошибку Рогозин, как один из главных инициаторов идеи, не понес. Так и продолжает совмещать вице-премьерство с неофициальной должностью «посла НАТО» в России. Более того, как следует из рассматриваемого в этой статье заявления, пытается активно вмешиваться во внешнюю политику, беря на себя функции, которые принадлежат, собственно, Президенту. А причина подобной непотопляемости проста. Во время  «ульяновской истории» Рогозин обронил перед журналистами весьма многозначительную фразу: «Мы будем зарабатывать на этом транзите большие деньги — как для региона, так и для страны в целом. Нам вообще по барабану — НАТО или не НАТО». Вот в этой фразе – суть политики, которую навязывает России часть политической элиты. Престиж страны, безукоризненность ее репутации, верность союзническим обязательствам, следование геополитическим интересам – все отступает. И пусть весь мир подождет. За что же наказывать Рогозина? Он лишь часть этой элиты, свой, кровинушка. А интересы России, стратегическое партнерство – все это абстракция для таких «патриотов».

Проблема лишь в том, что за деньгами – стоит Запад. И эта часть политической элиты, к которой принадлежит Рогозин, обслуживает в первую очередь западные интересы. Свое заявление он сделал в момент, когда решается судьба Сирии, и России важно сотрудничество с Ираном в деле предотвращения агрессии.  Впрочем, обслуживающие эту часть элиты медиа уже начали готовить российское общественное мнение  к тому, что американская атака на режим Асада есть не очередное поражение отечественной дипломатии, а чуть ли не благо. По крайней мере, для переживающей не лучшие времена российской экономики. «Независимая газета» во вчерашней статье сообщила, что, мол, западные аналитики сочли, что «надвигающаяся война на Ближнем Востоке может оказаться очень полезной для российского бюджета. Эксперты французского банка Societe Generale считают, что мировая цена на нефть может взлететь до 150 долл. за баррель. Для РФ, (которая испытывает огромные проблемы в экономике, планирует сокращение обязательств в социальной сфере, и к тому же столкнулась с небывалой природной катастрофой в этом году),  бюджет которой формируется почти наполовину от нефтегазовых доходов, такой сценарий стал бы подарком». Это пишут рогозинские «братья по разуму». Комментарии здесь излишни…

Gur Khan: не добавить не убавить... как то так.

Комментариев нет:

Отправить комментарий